|
Введение в тему Прошло уже свыше 10 лет с начала рыночных реформ в новейшей истории России. За это время более или менее серьезные изменения произошли практически во всех отраслях народного хозяйства – в металлургии и машиностроении, в нефтяной и газовой промышленности, электроэнергетике и даже в сельском хозяйстве. С разной скоростью, но неуклонно наше народное хозяйство движется в направлении перехода от командно- административной системы к рыночной. За одним исключением. Это жилищно-коммунальное хозяйство. А между прочим, это самая социально значимая отрасль народного хозяйства, и каковы бы ни были наши успехи в черной или цветной металлургии, люди продолжают жить в холодных домах с протекающими крышами, загаженными подъездами и неработающими лифтами. В общем процессе реформирования экономики России проблема реформы жилищно-коммунального хозяйства занимает особое место. Во-первых, это одна из крупнейших отраслей народного хозяйства. Во-вторых, эта отрасль наиболее социально значима. Если ошибки в проведении реформы, к примеру, угольной отрасли, скажутся не напрямую, а опосредованно и через некоторый промежуток времени, то любая ошибка в реформе ЖКХ вызовет мгновенную негативную реакцию вплоть до социального взрыва, чреватого отставкой правительства и т.д. Российское ЖКХ находится в состоянии тяжелого системного кризиса. Проиллюстрируем это некоторыми цифрами: более 290 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте; износ основных фондов достигает в среднем по России 48–60%, физический износ водопроводных сетей достиг 54%, объектов теплоснабжения – 57%, электроснабжения – 68%, а в целом инженерных коммуникаций - 60%; количество аварий на 100 км инженерных сетей увеличилось с 15–20 в середине 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации и до 200 аварий на сетях теплоснабжения (в Европе - в среднем 3) в 2000 г. Наше ЖКХ ветшает и разваливается на глазах. Понятие "системный кризис" означает, что проблемы отрасли находятся, прежде всего, внутри нее самой и практически не зависят от внешних факторов - курса доллара, цен на нефть, конъюнктуры финансовых рынков, руководителей и начальников ЖКХ, города, Госдумы или президента. Главная задача - понять, в чем эта внутренняя причина заключается, в чем "системная ошибка", не дающая нашему ЖКХ нормально функционировать и развиваться. Пока мы это не поняли, процесс реформирования ЖКХ напоминает попытки с завязанными глазами ловить в темной комнате черную кошку, которой там, возможно, и нет. ЖКХ было и остается самым разорительным иждивенцем страны - на дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 2000 г. уходило до 10% консолидированного бюджета РФ, что превышает совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более - на образование и здравоохранение. Местные и центральные органы власти всех уровней завалены жалобами на низкое качество жилья и жилищно- коммунального обслуживания, проблема приобретает общенациональный характер. Нынешняя система ЖКХ в своих основных чертах сформировалась в 1918 и последующие годы советской власти в результате глубоких, коренных преобразований, а точнее, кардинальной ломки прежней системы ЖКХ, существовавшей в дореволюционной России. Днем рождения нынешней российской системы ЖКХ следует считать 24 августа 1918 г.(н. ст.), когда был опубликован декрет СНК об отмене права частной собственности на недвижимость в городах. В результате этого все жилье, которое в дореволюционной России было в основном частным, перешло в государственную собственность с централизованным управлением. Это были глубокие институциональные преобразования, точнее, кардинальная ломка прежней дореволюционной системы ЖКХ. Сущность этих "реформ" заключалась в стопроцентной национализации всех объектов ЖКХ, т.е. в переходе их в государственную собственность, и, соответственно, к государственному, централизованному управлению ими. Характерными, сущностными признаками нынешней российской системы ЖКХ являются:
Огромные расходы бюджетов всех уровней на ЖКХ, высокая степень недовольства российских граждан своими жилищно-коммунальными условиями жизни, переходящая в жилищно-коммунальные “бунты” (Воронеж, Ульяновск, Приморье), заставляет власти искать выходы из сложившегося положения. Начало реформирования ЖКХ было провозглашено еще в 1992 г., с тех пор мы живем в состоянии перманентной жилищно-коммунальной реформы, окончания которой не видно, как не видно и реальных результатов. Все это свидетельствует об отсутствии во власти понимания сущности кризиса и, следовательно, реальных направлений выхода из него. Реформирование ЖКХ осложняется сопротивлением чиновников, заинтересованных в контроле над отраслью (главным образом, над огромными бюджетными финансовыми потоками, идущими в отрасль). Первым крупным шагом в реформировании ЖКХ была начатая в 1992 г. масштабная приватизация квартир в муниципальных домах, в результате чего в России сложился уродливый гибрид из различных форм собственности, не имеющий аналогов в мире - муниципальные дома с приватизированными квартирами. По количеству частных собственников жилья мы догнали и перегнали развитые страны, но реформа эта не решила ни одной проблемы ЖКХ, наоборот, породила массу новых. Это была тяжелая ошибка, которая привела к возникновению устойчивой неэффективной формы собственности, не поддающейся реформированию, институциональная ловушка. Глазунов С.Н.,
|