BannerPoint Network

BannerPoint Network

 К вопросу о жилищно-коммунальной реформе


О жилищно- коммунальной реформе.

Сейчас в обществе активно обсуждается реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), ибо проблема эта застарелая, актуальная, крайне болезненная. Не будет преувеличением сказать, что для большинства граждан России ЖКХ - это неиссякаемый источник бесконечных огорчений, страданий, стрессов и унижений. Основная причина, на мой взгляд, очевидна - это 100% госмонополия на владение и обслуживание жилья. Настоящими хозяевами наших домов являются чиновники РЭУ и ДЕЗов, которые плохо выполняют свои функции, а зачастую просто издеваются над людьми. И винить их в этом нельзя, такая система изначально обречена на неэффективность. Да и сама эта система вызывает недоумение - в государственном доме квартиры являются собственностью частных лиц! Нонсенс, нигде в мире такого нет!

К сожалению, все разговоры о реформе ЖКХ не идут дальше повышения оплаты за жилье. Но это не изменит ситуацию - мы по-прежнему остаемся заложниками чиновничьего равнодушия, хамства, произвола, воровства и неэффективности. ЖКХ необходимо найти эффективного хозяина, а таким может быть только собственник, это доказано мировой практикой. Надежды на быстрое распространение кондоминиумов не оправдываются, даже в развитых странах они не играют заметной роли.

Очевидно, решение проблемы надо искать в создании альтернативного, негосударственного сектора жилья - частного, когда владельцем, хозяином дома и земельного участка будет частное лицо или частная компания (фирма, банк и т.д.). Такая практика широко распространена в мире. В разных странах в структуре городского жилья муниципальное жилье составляет от 10% до 40-50%, остальное - частные домовладения. В дореволюционной России муниципального жилья в городах было очень мало (только для неимущих), все потребности в жилье обеспечивал частный сектор, и делал это весьма эффективно. Основу его составляли "доходные дома", которые принадлежали владельцам на правах частной собственности, а квартиры (или комнаты) сдавались внаем по коммерческим ценам.

Преимущества такой формы жилья перед муниципальным очевидны:

  • городские власти избавляются от головной боли по содержанию огромного жилого сектора;
  • городской бюджет вместо гигантских расходов получает пополнение в виде налогов;
  • для граждан резко упрощается процедура получения жилья, вселения, прописки, обмена и т.д., что облегчает миграцию, в т.ч. трудовых ресурсов, что для нашей страны крайне актуально;
  • отсутствие криминала на рынке жилья, т.к. квартиры не принадлежат жильцам (в связи с этим нельзя не отметить нынешние масштабы как тайной, так и явной смертельной охоты на одиноких пенсионеров и других незащищенных граждан - собственников квартир);
  • собственник будет содержать свой дом ( в т.ч. и защищать от террористов) значительно лучше и эффективнее, чем чиновники жилищного ведомства.

Идея "доходных домов" сейчас разрабатывается в московском правительстве и даже один такой дом строится, но дело в том, что это опять будет муниципальный дом со всем присущим ему "букетом" болезней. Существующая сейчас в России система жилищного строительства направлена на возведение исключительно муниципального жилья. Строительным фирмам такая система очень выгодна - построив дом, распродав квартиры и получив солидный барыш, они передают дом на баланс ДЕЗ, т.е. города (а город охотно берет), избавляя себя от хлопот и затрат на дальнейшее содержание и обслуживание дома. А затраты эти очень немаленькие и ложатся тяжелым бременем на бюджет. Избавляясь от них, застройщик фактически получает дополнительную прибыль (за счет бюджета).

Кардинальным шагом, принципиально меняющим ситуацию в жилищной сфере, подлинной реформой ЖКХ, было бы строительство в российских городах именно ЧАСТНЫХ, а не муниципальных "доходных домов". Юридических препятствий для этого нет, т.к. приватизировать квартиру в частном доме без согласия владельца нельзя. Для этого необходимо принять решение об ограничении строительства муниципального жилья и развертывании строительства частных "доходных домов" (начать со строительства хотя бы одного). Квартиры (комнаты) в таком доме будут сдаваться внаем по коммерческим ценам без права приватизации.

Строительство коммерческого жилья во все времена было прибыльным делом, так что интерес со стороны деловых людей обеспечен. Таким образом в течение 10-15 лет в городах можно будет создать альтернативный, негосударственный сектор жилья (хотя бы 10%), будет частично разрушена госмонополия на ЖКХ. Спектр предлагаемого по коммерческому найму частного жилья со временем расширится - от дорогого элитного жилья в центре до дешевых квартир на окраинах, и все категории жителей смогут найти себе жилье по карману. Рост предложения, конкуренция будут снижать цены.

Жизнь горожан очень сильно облегчится. Если сейчас, например, в квартире начались протечки, или вселился сосед-пьяница, или под окном построили бензозаправку или Третье Кольцо, то несчастный жилец практически обречен на страдания до конца своих дней. Ни поменять, ни продать свою квартиру он уже не сможет (разве что за полцены). Я не говорю уже о сложности и рискованности операций обмена и купли-продажи. А в случае коммерческого найма он просто снимет себе другую квартиру в другом районе.

Домовладелец, хозяин сможет навести порядок и в подъездах, и во дворе, справиться с неплатежами, вандализмом, перепланировками и т.д. Значительно улучшится качество жилищных и коммунальных услуг, многие неразрешимые ныне проблемы исчезнут как по мановению волшебной палочки. Для получения жилья гражданам не надо будет ждать десятки лет в очереди или копить 30 - 40 тыс. долл. на покупку квартиры, достаточно просто снять квартиру и ежемесячно платить квартплату.

Еще один крайне важный, социальный аспект жилищной проблемы. В условиях реального социального и имущественного расслоения проживание в одном подъезде, на одной лестничной площадке приличных, обеспеченных граждан вместе с пьяницами, наркоманами, людьми опустившимися, более низкого культурного и социального уровня (а именно этот вариант реализует нынешняя система ЖКХ, в отличие от коммерческого найма) приводит к резко негативным психологическим и социальным последствиям (а иногда и просто опасно для жизни), и чем дальше, тем эта проблема становится все острее.

Необходимо как можно быстрее остановить широкомасштабное строительство муниципального, государственного жилья, способного только многократно воспроизводить существующие трудности и проблемы и ведущее к катастрофе весь ЖКХ. Это то же самое, что в условиях курса на приватизацию, либерализацию экономики продолжать массовое строительство госпредприятий. Город должен прекратить брать на свой баланс (и на свой бюджет) вновь строящиеся дома.

Это будет подлинная реформа ЖКХ. Соответствующий пакет законов подготовить несложно - все это находится в рамках разумной естественной логики. Тем более, что такая практика очень широко распространена в мире и имела место в дореволюционной России. В России, которую мы потеряли. Но которую мы обязаны возродить. Предлагаемые меры станут крупным шагом по пути восстановления в нашей несчастной стране подлинно нормальной жизни.

Глазунов СН