|
Правительственная программа реформирования ЖКХ не выдерживает никакой критики В настоящее время в России в сфере ЖКХ реализуется официальная правительственная программа реформ. Идеологи и разработчики этой программы - демократы из СПС, Институт экономики переходного периода Е.Гайдара. Основная и практически единственная идея - повышение квартплаты и услуг ЖКХ, уменьшение доли государства в оплате услуг ЖКХ и перекладывание этих платежей на население. Кроме того - адресная социальная поддержка малоимущих; введение т.н. "персональных жилищных счетов", с которых жильцы должны "эффективно" расходовать средства, привлекая наилучших поставщиков коммунальных услуг; внедрение конкурентных методов в системе коммунального обслуживания. Эта программа не выдерживает никакой критики, что очевидно практически всем здравомыслящим людям. Видимо, это начинают понимать и в самом правительстве. Главный лозунг (и главная ошибка) всей нынешней идеологии реформы - снижение бюджетных расходов на ЖКХ. А надо бы - повышение эффективности, которая от этого снижения никак не повысится. И вообще, абсолютно неправильно и аморально со стороны государства перекладывать ответственность за свою неэффективность в сфере ЖКХ на плечи граждан, которые в этом никак не виноваты. Ведь ЖКХ-то ГОСУДАРСТВЕННОЕ! По некоторым оценкам, из-за низкой эффективности, цены за ЖКХ-услуги в госсекторе завышены примерно вдвое, так что нынешние 50%, которые мы сейчас платим - абсолютно адекватная и справедливая оплата. Остальные 50% - это плата за неэффективность, которую государство "ничтоже сумняшеся" взваливает на нас. Неэффективному государственному ЖКХ абсолютно безразлично, чьи деньги разбазаривать и пускать на ветер – бюджетные или наши с вами. Населению предлагают оплачивать 100% цены услуг, рассчитанной по затратному принципу безотносительно к их качеству, плюс издержки на низкую эффективность и воровство чиновников. Подавляющее большинство граждан считают, что от повышения квартплаты качество услуг не улучшится - и это действительно так. Стимулов для повышения качества нет - множество индивидуальных разрозненных плательщиков квартплаты не в состоянии стать эффективными заказчиками ЖКХ-услуг, это продолжают делать все те же государственные организации - ДЕЗ, РЭУ и т.д. Ни у кого (кроме господ из правительства) нет сомнений, что ДЕЗ эффективным заказчиком не будет, не заинтересован он в этом. Вопрос о создании эффективного собственника даже не формулируется. Идея собрать 100% квартплаты, очевидно, обречена на провал, потому что для этого нет эффективного механизма. Сейчас, когда население оплачивает в среднем лишь 50% ЖКХ-услуг, число неплательщиков достигает 20% (в некоторых провинциальных городах - до 40%), при повышении квартплаты до 100% их число может достичь 50% - 60%, что вкупе с адресными социальными доплатами сведет на нет все усилия, доля государства в платежах не уменьшится. Эффективного способа борьбы с неплательщиками нет, работники ДЕЗ в этом не заинтересованы - слишком хлопотное и тяжелое дело. На практике выходит так - кто платит, на тех нагрузку все время увеличивают, а "зайцы" чувствуют себя в полной безнаказанности, к тому же их становится все больше и больше. Внедрение конкурентных методов в системе коммунального обслуживания при тотальной государственной собственности на все объекты ЖКХ очень напоминают наши не очень давние попытки "улучшить" социализм (брежневские и горбачевские времена) - внедрение т.н. "бригадных подрядов", внутризаводских и внутрицеховых "хозрасчетов" и т.п. псевдорыночных механизмов. Затея эта как известно, провалилась. Сейчас мы точно так же пытаемся "улучшить" социализм в отдельно взятой отрасли, а именно в ЖКХ. Не получится, уж сколько раз проверяли. На сегодняшний день правительственную программу можно квалифицировать только как видимость реформ, как "псевдореформы". Это фактически лишь затяжка времени. Больному становится все хуже и хуже, а врач (правительство) вместо настоящего лечения продолжает "лечить" его валерианкой и клизмой.
|